Ольга Бендюк:
Когда разговор заходит о современном искусстве, трудно не сбиться в пространные рассуждения об актуальности и концепутальности или, напротив, маргинальности творчества, а следовательно, авторского мышления; о гипертехнологиях, применяемых в современном искусстве; о парадоксах постмодернизма и метафизики бытия; и еще много-много терминологии около искусства.
Как быть молодым художникам? Молодым, которые уже со студенческой скамьи вовлечены в провокационные теории и акции, на деле зачастую оказывающиеся оборотной стороной гламура.
Тем приятнее представлять художника Александру Тарасову. Как это не звучит старомодно, но ее искусство понятно и доступно пониманию: нет отталкивающего массового зрителя эпатажа, нет и столь любимого публикой салона; нет претензии на элитарность и нет нарочитой социально-политической конъюнктуры.
При этом ее искусство абсолютно современно. Если под словом «современный» понимать временные и географические координаты, то искусство Александры обращено к современным реалиям, узнаваемым типажам и ландшафтам. Если же современность рассматривать более глубоко, как-то: знание и понимание культурных традиций, умение обращаться к истокам, накопление собственного художественного опыта, то творчество Тарасовой более чем современно. Это не постмодернистские откровенные реминисценции и ирония по отношению к уже существующему, но умение вести культурный диалог, анализировать и использовать опыт прошлого. Умение думать и творческая интуиция подкреплены, в хорошем смысле, ремесленным профессионализмом. И здесь можно говорить о школе, которую прошла Тарасова.
Школа. Или с чего все начиналось
У Александры хорошее образование. Хорошее, потому что, как и положено в художественном образовании, системное и длительное. И, что немаловажно, это разные школы, из которых она вынесла главное, отобрав лучшее из каждой, не потеряв ничего, сумела в себе переварить, собрать воедино и найти свой почерк и развить свое видение. Академическое образование, построенное на бесконечных штудиях, необходимо на первых порах обучения, далее надо научиться мыслить. И здесь важны как мастер-наставник, так и способность к самообразованию. Александра обладает такими качествами, как целеустремленность и желание самосовершенствоваться. Так же ей встретились замечательные художники-педагоги: и в период учебы, и сегодня, в самостоятельной творческой жизни.
В Ставрополе – это живописно-педагогическое отделение краевого художественного училища. Ставропольская школа живописи – достаточно яркое явление, зарекомендовавшее себя не только на юге России. Здесь есть здоровый академизм и новаторство, преемственность и развитие традиций. Сохранение русской живописной школы, с ее пленэрностью и цветовой пластикой, поддерживающей содержательную составляющую, наполняющей образ особой духовностью, – то, что лежит в основе методики образования в училище. Руководитель мастерской в училище: Евгений Георгиевич Кузнецов, тонкий живописец, творчество которого отличает особая цветовая и графическая эстетика. А еще был Алексей Егорович Соколенко, заслуженный художник России (1938-2011). В свое время он закончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова, в период так называемой «оттепели» (1960-е). Дружил с педагогом-живописцем Т.Ф. Теряевым, сокурсником М.С. Сарьяна. А.Е. Соколенко стал для Саши тем мастером, собеседником, наставником, который научил понимать и использовать декоративные возможности цвета и формы, художественному отбору; умению строить форму локальными пятнами, культуре линейного рисунка.
Эти качества пригодились во время учебы в Краснодарском государственном университете культуры и искусств на факультете монументально-декоративного искусства, преподавательский состав которого сформирован в основном из выпускников Московского художественно-промышленного училища им. С.Г. Строганова (сегодня академия). Это одно из старейших в России художественных учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера. Монументальная живопись – совершенно отдельная область изобразительного искусства. Связь со средой, принадлежность архитектурному сооружению, возможность напрямую обращаться к зрителю, диктуют несколько иные законы построения пространства, нежели станковая картина. Тем интереснее было перейти от создания иллюзии трехмерного пространства в станковой картине, к плоскостной стилизации в рамках архитектурного объема. Это был первый опыт выхода в реальное жизненное пространство, освоение новых технологий: жесткий гобелен, фреска, мозаика, витраж.
Перевод в Уральскую государственную архитектурно-художественную академию позволил Александре не только расширить диапазон профессиональных навыков (например, в области горячей эмали и батика), но познакомиться с другой культурной традицией, окунуться в иную историческую и художественную атмосферу и Урала, и самого города Екатеринбурга (Свердловска). Архитектурно-художественная академия на Урале начинает свою историю в далеком 1947 году (тогда кафедра архитектуры при Уральском индустриальном институте, ныне Уральский федеральный университет), сегодня это один из ведущих вузов страны в сфере градостроительства, архитектуры, дизайна, изобразительного искусства. Многие преподаватели кафедры монументально-декоративного искусства, где училась Саша, окончили Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (сегодня – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). Доцент кафедры Михаил Александрович Житников так выражает свое понимание жизни в искусстве: «Я пытаюсь создавать искусство, которое отвечало бы состоянию современного общества, поскольку для меня всегда было важно то, что сегодня. Я вообще считаю самым главным – жить сегодня. Это дает возможность делать то, что мне нужно, что мне свойственно… Основа любого творчества – вера и убеждение. Убежден, что картины должны служить обществу, а не обслуживать его. И хотелось, чтобы таких картин было больше, чтобы любой автор мог сказать: «Вот я создал вещь, она служит людям». Такое понимание и отношение воспитывает преподаватель и у своих учеников.
Стиль и философия
Получив солидную профессиональную подготовку, Александра реализует свой творческий темперамент в самых разных видах, жанрах, техниках станкового и монументального искусства. Ей нет нужды подменять один вид искусства другим. Возможности, присущие данному виду искусства, используются по максимуму. В графических листах линия формирует форму и объем; передает ощущение цвета и света; выявляет характер и тончайшие нюансы настроения, будь то человек, пейзаж или предметный ряд. В живописи цвет вбирает в себя всю психологическую и смысловую нагрузку; сближенные или контрастные, сочные или приглушенно-сдержанные цветовые сочетания создают образ, ситуацию, мотив. Монументальные вещи отличает высокая степень стилизации и особая линейно-цветовая декоративность.
Неважно, в каком из видов искусства работает автор. Александре удалось выработать свой почерк и узнаваемую манеру: это приоритет линии и фигуративность. Стилизация не переходит в абстракцию, цветовое пятно не растворяет форму. Жестковатый рисунок, иногда легкий гротеск в живописи и графике; особый декоративизм и статика в монументальном искусстве. Ее образы и сюжеты не надуманы, они узнаваемы внешне и в ситуациях. Близки и понятны любому зрителю. Понятны не потому что автор фотографически протоколирует жизнь, а потому, что взяты из жизни. Но самое обыденное и привычное подается как некое явление, заставляющее по-новому взглянуть на ситуацию, остановиться, переосмыслить, задуматься.
Научившись не просто рисовать, но думать, Александра знает, с чем обратиться к зрителю, как средствами искусства заставить обратить внимание, вовлечь в диалог, пригласить к размышлению. Ведь художник – не тот, кто умеет рисовать, художник – тот, кому есть, что сказать в искусстве. И свои впечатления, мысли, суждения, настроения, художник открыто, доверчиво предлагает зрителю. Последний может соглашаться или спорить, принимать или отвергать, как авторскую манеру в искусстве, так и человеческую позицию художника, но, в любом, случае, произведения не оставят равнодушными.
Живописец и график, монументалист и декоратор по образованию, Александра гуманист по мышлению. Ее творчество, даже пейзажи или декоративные вещи, всегда направлены к человеку, его материальному бытованию и духовному миру.
Связь времен
Работая в лучших традициях реалистической школы, реалистической не только по манере, но и по смысловому содержанию, ведь каждое произведение автора обращено к современной действительности, Александра продолжает традицию диалогового развития искусства. Ее творчество подкреплено историческим и культурным контекстом и находится в контексте современных художественных тенденций. С одной стороны это связь с классическим искусством: композиционно-пространственные схемы, художественно-выразительные средства, живописная пластика и графический язык, темы и сюжеты, обращение к общечеловеческим ценностям. С другой – связь с действительностью: сложной, неоднозначной, часто непредсказуемой. Включенность автора в диалог, позволяет создавать вещи современные, откликающиеся на события, и в то же время, апеллирующие к художественной традиции, обеспечивающие преемственность и поступательное развитие культурного опыта.
Творчество художника пронизано высоким уровнем гуманизации. Для автора важны подлинные традиционные ценности: от таких общефилософских понятий, как Любовь, Красота, Добро и многие другие, до индивидуальных характеристик, как-то: взаимоотношения людей, место человека в обществе, моральные-нравственные установки (здесь и личная ответственность, и милосердие, и умение прощать).
При всем этом, автор не теряет индивидуальности, создавая собственный художественный язык, способный выразить человека с его внутренними исканиями и противоречиями, суть явлений, сущность вещей. В разнообразных видовых и жанровых проявлениях мы ощущаем авторскую позицию и характер. Художник отображает мир скорее не через свое понимание, а выражает себя через темы и образы, к которым обращается.
Поиск своего личностного «я», своей духовности, творческой самоидентификации, где сплелись эпохи, цивилизации и культуры, поколения и стилистические направления, происходит через осознание Человека в целом, что во все времена было и остается главной темой в искусстве.
Ольга Бендюк, искусствовед, Почетный работник культуры Ставропольского края